Закон джунглей сегодня Катерина Мурашова
Я рассказ спрятала, чтобы не было многа букв перед носом, а вынесла только резюме автора, с коим согласна очень даже.
Скрытый текст:
[size="1"][i]— Мф! Что говорит Закон Джунглей, Балу?
— Горе не мешает наказанию. Только не забудь, Багира, что он еще мал!
— Не забуду! Но он натворил беды, и теперь надо его побить. Маугли, что ты на это скажешь?
— Ничего! Я виноват. А вы оба ранены. Это только справедливо.
Багира дала ему с десяток шлепков... Когда все кончилось, Маугли чихнул и без единого слова поднялся на ноги.
— А теперь, — сказала Багира, — прыгай ко мне на спину, Маленький Брат, и мы отправимся домой.
Одна из прелестей Закона Джунглей состоит в том, что с наказанием кончаются все счеты. После него не бывает никаких придирок. Р. Киплинг
[/i][/size]
Симпатичный мальчишка лет трех с половиной, с упрямой складкой между светлых бровей и гипердинамическим синдромом в анамнезе быстро освоил все имеющиеся в кабинете машинки и деловой походкой отправился в предбанник, где на двух тумбочках и стеллаже тоже стояли кое-какие игрушки.
До этого мы уже успели поговорить с мамой об особенностях воспитания детей с гиперактивностью и о том, как реагировать родителям на Санькину агрессивность в садике и на площадке. Сам он обычно драку не начинал, но если обижали или отбирали чего-нибудь — кидался с кулаками не глядя. Девочка перед ним или вдвое превосходящий по возрасту противник — все эти мелочи значения не имели.
Мать, как ни странно, была в общем-то не против драк («Ну, какой же мальчишка без драки вырос!»), ее расстраивала только Санина «неразборчивость», ну и, конечно, жалобы родителей и воспитателей.
— Саня, то, что на тумбочках и на полках, можно брать, а в тумбочки не лазай — там всякая утварь от логопеда хранится, это нельзя! — крикнула я.
— Эх, — покачала крупной головой мать. — Зачем же вы так сказали?! Он бы сам, может, и не сообразил, а теперь непременно в эти самые тумбочки и полезет...
— Ну может, еще и не полезет? — усомнилась я. — Или хоть не сразу?
— Полезет. Сразу, — вздохнула мать. – Такой вот поперечный характер!
Женщина оказалась права: мы с ней не увидели, но услышали, как со скрипом открывается дверь тумбочки. Я еще не успела никак отреагировать на происходящее, как она уже заорала:
— Что ж ты делаешь-то, паршивец ты этакий! Доктор тебе чего сказал, а?! В тумбочку не лезть, а ты!! Иди сюда немедленно!!!
Дальше произошло удивительное.
Чтобы понять, вам, читатель, надо представить диспозицию. Я сижу в кресле у стены, сбоку от двери. Что делается в предбаннике, не вижу совершенно. Мать Саньки сидит напротив меня, на банкетке у окна, к двери под некоторым углом, но, в общем, проем ей виден.
И вот я в профиль вижу, как из двери выходит Санька. Только не лицом вперед, как следовало бы ожидать по ситуации, а прежде всего появляется медленно из проема такая откляченная задница.
Я в недоумении созерцаю картинку, потом спрашиваю:
— Послушайте, мамочка, а отчего это у вас ребенок так странно в дверь входит?
— Как отчего? — удивляется моей непонятливости мать Саньки. — Нарушил ваш запрет? Нарушил! Вот теперь идет по заднице получить. Обормот он, конечно, обормот, но не дурак же. Закон понимает.
Немая сцена.
Мне не удалось поучаствовать в недавней блоговой дискуссии на тему «бить или не бить». Вот решила наверстать упущенное и внести свою лепту.
Довольно часто ко мне приходят молодые (или не очень) родители и спрашивают что-то вроде: «А вот если он меня довел и я ему затрещину отвесила — это нанесло ему психологическую травму или как?», «А если я ребенка иногда по попе шлепаю, это считается, что я его бью или нет?» или даже просто: «Вот вы, как специалист, как считаете: можно детей в наказание бить (испокон же веков били!) или нельзя ни в коем случае (нарушается же структура личности — вон мы в журналах прочли!)?»
Моя позиция по этому вопросу очень простая, если не сказать примитивная. Отчасти ее примитивизм, возможно, обуславливается тем, что по первому образованию я зоолог.
— Нет, — отвечаю я озабоченным родителям. — Если он вас довел, а вы его шлепнули, вы не нанесли ему непоправимую психологическую травму. Успокойтесь. Но одновременно отдайте себе отчет в том, что и к воспитанию ребенка ваш поступок не имеет никакого отношения. Это вы просто не справились с конкретной ситуацией и эмоционально разрядились на ребенке таким вот способом. Способ разрядки, надо сказать, весьма древний — древнее и некуда, пожалуй
Традиционная и вполне безэмоциональная порка по субботам — это действительно было воспитание. Воспитание превосходящей силой, почти на уровне закона джунглей. Но приемлем ли в настоящее время и для вас лично такой способ? Ведь он держался на общинном сознании и безусловном уважении права старшего. Кстати, этот метод не обязательно подразумевает битье в чистом виде. Это может быть и грозный рык, и визгливые вопли, от которых детеныш в самом прямом смысле леденеет (от страха включается в реакцию парасимпатическая нервная система), и уничтожение презрением, и наказание лишением чего либо. Но как быть сегодня с мальчиком и особенно с девочкой- подростком, которые привыкли к этой обойме методов? Ведь сегодняшний социум (в отличие от древнеобщинного) быстро (годам к 13 наверняка) объяснит им, что не такая уж превосходящая сила эти предки. И растущее существо однажды противопоставляет силу силе, крик крику, шантаж шантажу. И что тогда? Ведь воспитывать-то его все равно надо, и опасностей, от которых следует оберечь именно воспитанием, в этом возрасте не меньше, а может быть, и больше, чем в более ранних периодах. Так не лучше ли с самого начала предпочесть другие методы воспитания и опираться на них?
Что же касается Саньки и его мамы, то для них опасность другая. Заметим, что знание «закона» ни на минуту не остановило Санькино любопытство в отношении содержимого тумбочек. Возмездие он воспринимает как закономерное следствие нарушения запрета. Так устроен мир — ну что ж, другого мира у него все равно нет. К тому же у детей с синдромом СДВГ часто высокий болевой порог — руку отобьешь, пока «достучишься». Но довольно быстро (у Саньки она на подходе) приходит догадка: если не узнают, то закон можно обойти. И в тумбочку влезть, и по заднице не получить. В результате получаются люди, которые чтят, подобно Великому Комбинатору, Уголовный кодекс и не воруют потому, что боятся — посадят в тюрьму. А если твердо уверены, что не поймают, могут и украсть... Вам это надо?
На счет воспитания... Ребенка мы приучили с самого раннего возраста к слову "НЕЛЬЗЯ". Теперь понимает. Мы стараемся не повышать голоса. Объясняем. Когда не хочет ставим в угол. Терпим крики. На слова которые ребеку нельзя произносить не обращаем внимание, после того как раза 3 сказали "нелязя", ни вкоем случае не смеемся если даже это и смешно.
Вот лупили. И сильно. За дело, доа. Или за оговорки банальные. Хз зачем правда. В углу стоял как то всю ночь. Единственное что хотелось это врезать в ответ или думалось о том что у родителей крыша поехала. Но потом вроде поняли бесполезность сего))
P.S. Сознание определяет бытие, а бытие иногда не зависимо от сознания ^_^
__________________ till human voices wake us... and we drown...
Последний раз редактировалось s a b o t a g e; 18.12.2010 в 03:01.
Меня не лупили, но по попе дать могли...
В угол ставили. Но от этого появлялась только злость... И я говорила "простите. больше так не буду" только чтобы выпустили...Никакого осознания ошибки. Это я помню.
Сейчас, когда Маруся выходит из-под контроля и слова не помогают, сажаю её на диван и говорю - посиди, подумай, почему мама расстроена твоим поведением. С дивана не слазиет, секунд 30 плачет. Замолкает. Я знаю уже-можно подойти. Успокаивается, мы обнимаемся и вроде всё нормально. Пока действует.
Я против лупки.
Замолкает. Я знаю уже-можно подойти. Успокаивается, мы обнимаемся и вроде всё нормально
Ксеня, а ты сама ей объясняешь - ПОЧЕМУ она не права? Если нет, то смысла такого воспитательноего процесса - тоже нет. Может, в таком случае, лучше отлупить?
__________________ "Все ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого, - это не что иное, как ваша мысль, выраженная в форме, доступной вашему зрению. Разбейте цепи, сковывающие вашу мысль, и вы разобьете цепи, сковывающие ваше тело..." (Ричард Бах, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», 1970))
Неа, не всегда. Иногда (может, даже, более часто, чем что-то другое) порка позволяет ребенку выпустить негатив изнутри - это лучше, чем держать его внутри.
Дети более отходчивы, чем взрослые, и мимолетная порка ремнем, может помочь ребенку избавиться от негатива, зажатого или спрятанного внутри (о неободимости этого, я думаю, объяснять не стоит), потому как, спустя пару минут после нее - он о ней забывает.
Но это все индивидуально и не может быть использовано или воспринято, как правило для всех детей.
__________________ "Все ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого, - это не что иное, как ваша мысль, выраженная в форме, доступной вашему зрению. Разбейте цепи, сковывающие вашу мысль, и вы разобьете цепи, сковывающие ваше тело..." (Ричард Бах, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», 1970))
Svarog, да я вот по себе сужу. Мне после стояния в угле хотелось напакостить, отомстить... После лупки еще хуже.
А у папы было,наверно, самое худшее наказание в смысле воспитания. Он отбирал вещи. Например, магнитофон... Бред, по-моему. Никакой логики.
А ты не суди по себе, это одна из ошибок, ты рассуждай о ситуации в целом. Когда у ребенка внутри скапливается много негатива (а он обязательно скапливается в силу различных причин, хотя бы, тех же обид в детском саду, в школе, обзывалок на улице, случайно услышанных нехороших слов в адрес родителей от посторонних дядь и теть и т.п. и т.д.) - как его оттуда вытянуть? Можешь ответить на этот вопрос?
__________________ "Все ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого, - это не что иное, как ваша мысль, выраженная в форме, доступной вашему зрению. Разбейте цепи, сковывающие вашу мысль, и вы разобьете цепи, сковывающие ваше тело..." (Ричард Бах, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», 1970))