Посмотрела фильм "Елена" режиссера Звягинцева. Сразу скажу, что фильм может не всем понравиться. Я посмотрела с удовольствием и понимаю, почему на канском кинофестивале этой картине дали спецприз жюри "особое мнение".
Фильм неспешный, будто специально затянуты некоторые моменты - чтобы показать неспешную жизнь пожилой пары пенсионеров. Смотрела и думала: что может связывать этих двух мужчину и женщину? Зачем они на склоне своих лет решили пожениться? Спят в разных комнатах. Она - будто служанка, обслуживает мужа - еда, заправка постели, уборка богатого дома. У них больше того, что их разобщает - отношение к своим детям от первых браков.
И развитие сюжета доказывает, что они не являются близкими людьми друг другу. Потому что он - готов был написать завещание в пользу дочери, с которой нет хороших отношений. А она - убить его, чтобы обеспечить внуку отмазку от армии.
Но самое грустное - наблюдать за женщиной, которая, потакая и совершая для своих сына и внука даже кощунственное - убийство, не понимает, что продолжает взращивать двух монстров: неработающего сына с вечным пивом и плодящего детей и внука-гопника.
__________________ И я выхожу из круга, и я удаляюсь прочь.
Одна у меня подруга - холодная злая ночь.
Одна у меня морока - достойно встречать зарю.
Одна у меня дорога - которую сам торю.
Елена.
год - 2011
страна - Россия
режиссер - Андрей Звягинцев
Цитата:
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь. Её сын — безработный, который не может прокормить свою жену и двоих детей, они живут только на деньги, которые дает им Елена. Дочь Владимира — богемная девушка.
Владимир попадает в больницу с сердечным приступом. Там его навещает дочь, с которой у него никогда не было хороших отношений, но ее визит все меняет. Выйдя из больницы, Владимир объявляет Елене, что он решил изменить завещание — все деньги получит его дочь, а Елене достанется лишь небольшая пожизненная рента и она не сможет помочь своему сыну. Скромная и послушная Елена решается на отчаянный поступок.
Ирина-minimama, вот я только вчера этот фильм посмотрела и хотела отписатся, но только сейчас дошла до темы. Тем интереснее. Потому как у меня совершенно противоположное мнение о фильме. Я не понимаю зачем и для чего показывать и снимать такие фильмы, где убийство ради наживы остаётся безнаказанным. Где "два монстра", как вы очень точно выразились остаются, как сейчас модно говорить "в шоколаде". На них ленивых и совершенно ничего не делающих "сваливается" огромная сумма денег и неплохая квартира - они же "договорятся с Катей". Если бы у фильма был другой финал, возможно, он бы мне понравился. И когда адвокат заговорил о том, что знал волю умершего - у меня закралась надежда... Как бы Елена жила со своим грехом, если бы убийство не привело к желаемому результату??? А так, мне кажется, что даже угрызения совести её особо мучать не будут.
__________________
Последний раз редактировалось Ангел-Ю; 08.11.2011 в 20:17.
Юля! Фильм просто показывает правду жизни: как некоторые мамы из своей слепой любви могут не видеть, что растят вот таких монстров, посадив их к себе на шею.
Я люблю такие фильмы, когда можно увидеть разные характеры людей, их поступки, попробовать понять мотивы их поведения.
Вот эта женщина - ее разве кто-нибудь любит? Муж ее не любит, а просто использует ее как служанку. Сын не любит, только ждет от нее очередные денежные вливания. Невестка не любит, потому что свекровь воспитала сына-тунеядца. Внук не любит, приходы бабушки ему побоку - уйти бы из дома к друзьям. Почему так случилось в ее жизни?
Такие фильмы ставят массу вопросов о жизни героев, которые остаются за кадром.
__________________ И я выхожу из круга, и я удаляюсь прочь.
Одна у меня подруга - холодная злая ночь.
Одна у меня морока - достойно встречать зарю.
Одна у меня дорога - которую сам торю.
Да я согласна, что в фильме много вопросов, которые заставляют о многом задуматся. Согласна с тем, что она слепа и не видит кого вырастила и взращивает в сыне всю эту лень, покупая им продукты и отдавая всю пенсию. Но всё же, если бы ей пришлось ответить за свой поступок, или хотя бы, если бы адвокат сделал всё так, как хотел покойный, то фильм оставил бы совсем другое впечатление.
Добавлено через 1 минуту
Я ещё после просмотра подумала о том, что многие дети и внуки ( примерно такие, как Серёжа в фильме и его сын) воспримут этот фильм, как руководство к действию. Хочешь наследство? Надоело жить с родителями? Вот оно решение! Всё показанно наглядно и никакой расплаты. А это по-моему страшно.
__________________
Последний раз редактировалось Ангел-Ю; 08.11.2011 в 20:30.
Причина: Добавлено сообщение
Юля, ты о безнаказанности?
Я тоже смотрела и думала: какая кара ждет эту женщину? Да, вышло все шито-крыто, никто даже не заподозрил, что смерть мужа она устроила.
Но думаю, что ее ждет другое наказание. Она, приведя семью сына в эту шикарную квартиру, не будет счастлива. Потому что и тут останется служанкой, которую будут терпеть из-за денег. А подросший внук не станет благодарным. По аналогии вспомнила случай с одним бывшим учеником из своей бывшей школы: парень бросил мореходку, не работает, стал пить, принимать наркотики. В один из вечеров стал требовать от бабушки денег, она отказала он ее избил так, что она в скорой скончалась, не доехав до больницы. Вполне возможно, что такое ожидает и ее от выросшего старшего внука. А может и от среднего. Не зря показали, как он приподнимается на кровати умершего мужа.
__________________ И я выхожу из круга, и я удаляюсь прочь.
Одна у меня подруга - холодная злая ночь.
Одна у меня морока - достойно встречать зарю.
Одна у меня дорога - которую сам торю.
Нет, до фильмов Тарковского ему далеко ( сранивают его с ними).
Весь фильм я недоумевала - как все нудно в жизни показанной на экране, как невозмутима и безэмоциональна Елена, как просто совершить убийство - мужа, который так строг по отношению к сыну-бездельнику героини и так НЕстрог по отношению к своей дочери-бездельнице....
Кто из героев вызывает хоть малейшую положительную эмоцию? НИКТО. Зачем снят фильм и что хотел сказать режиссер, показав как обделываются дела - ради комфорта себя и для семьи сына ?
Все загнаны в угол - хотя за окном спокойная жизнь. Сами себя люди туда загнали. Над этим режиссер хочет нас заставить поразмышлять?
Осадок от фильма - неприятный. Вот так встретишь человека - а он оказывается убийца (тайный).
И ведь добрая, работящая тетка-то эта Елена - а вот такой монстр.
И остается вопрос - что с ними дальше со всеми будет?
А может и ничего не быть - будут себе жить помаленьку и все.
__________________ Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь!
Видимо, "Ъ" не соврал, и этот фильм, действительно, покорил телевизионный рейтинг. Честно скажу, что "Елену" не смотрела, но статьями из "Ъ" поделюсь.
Скрытый текст:
"Елена" выходит в прокат в ореоле неординарной судьбы и картины, и ее автора — Андрея Звягинцева. Вроде бы режиссеру везет и даже очень. Дебютное "Возвращение" завоевало "Золотого льва" в Венеции и триумфально прошло по миру, "Изгнание" и "Елена" награждены в Канне — о чем еще может мечтать кинематографист, разве что об "Оскаре". Андрея Звягинцева смотрят с интересом, а это нынче редкость в сфере авторского кино. Сам этот термин затерся и был заменен казенным "артхаусом", в результате и тот стал почти ругательным.
Между тем Звягинцев избегает колеи маргинального "кино не для всех", он следует художественной стратегии, которая не направлена ни в сторону коммерческого зрелища, ни в зону радикального конфликта с публикой. Эту стратегию принимают работающие с ним продюсеры — Дмитрий Лесневский в "Возвращении" и "Изгнании", Александр Роднянский — в "Елене": в том, что такие люди находятся, есть закономерность, но есть и элемент везения. И все равно при всей востребованности это кино остается недопонятым или понятым неправильно. Русские критики, которые теперь, после успеха "Елены", печатают заискивающие интервью со Звягинцевым, в свое время сильно постарались, чтобы навязать режиссеру имидж эпигона Тарковского, ответственного за "тупиковую ветвь" нашего кинематографического древа, дающую высокодуховные, но малосъедобные плоды.
Надо признать, сам Звягинцев дал некоторые основания для упреков в навязчивости цитат и контекстов. В его фильмах фигурируют семь дней творения, Авраам с Исааком, блудный сын, изгнание из рая, благовещение и множество других символов, метафор, мифосмыслов. Особенно густо ими насыщено "Изгнание". В силу этих обстоятельств в Звягинцеве стали подозревать носителя "неактуальной русской духовности".
Все это надо иметь в виду, чтобы оценить классическую простоту и художественную элегантность "Елены" — историю мучительных отношений женщины из низов с престарелым богатым мужем и взрослым сыном от первого брака. Героиня, словно медиум между двумя мирами, мечется из хайтековского рая мужниной квартиры в тихом центре Москвы в ад люмпенской окраины, обитатели которой на все забили, привычно сосут пиво, а также деньги и кровь из богатых родственников. В конце концов Елене (выдающаяся роль Надежды Маркиной) приходится делать судьбоносный выбор, и он оказывается трагическим. Роковая сила и проклятье родственных связей, невозможность порвать их даже перед лицом очевидности — это и есть главный сюжет фильма.
Елена — своего рода троянский конь в стане одной из воюющих сторон: ведь это фильм о происходящей на наших глазах и с нашим участием классовой войне — о самом драматичном из ее фронтов, который проходит внутри семьи. Конечно, кто-то поворчит, что характеры главных героев не выписаны и не сыграны по Станиславскому. В них — впрочем, как и в античной трагедии,— нет исчерпывающих объяснений: например, Андрей Смирнов играет олигарха-кровососа или честного предпринимателя? Но играет-то он блестяще, как и Елена Лядова, сделавшая небольшую роль дочери олигарха незабываемой. Емкость, аскетизм, минимализм: им подчинены и музыкальное решение, и работа оператора Михаила Кричмана — подлинного соавтора всех картин Звягинцева. Каждая бытовая мелочь работает на идею расколотого мира — прорисовался пейзаж общества, в котором духовность и мораль уже не играют никакой роли, никакие институты не работают, и даже религия не в силах ни отпустить грехи, ни хотя бы облегчить душу героини.
Что же в итоге мы увидели? Нет никакой нужды политизировать картину, Звягинцев — художник, причем художник, способный развиваться. Вот почему, начав этот фильм как часть международного англоязычного кинопроекта на тему Апокалипсиса (что внушало критикам самые мрачные опасения), он в итоге снял столь же трезвый, как "Декалог" Кшиштофа Кесьлевского, тихий русский апокалипсис без заглавных букв и без всяких следов духовной истерики.
Скрытый текст:
"Елена". Эта картина сильно отличается от обеих предыдущих — прежде всего сугубо современным российским социальным контекстом. Главная героиня Елена — бывшая медсестра, ставшая женой-служанкой богатого пациента — оказывается посредницей между двумя мирами. Хай-тековская роскошь дома бизнесмена в московском тихом центре контрастирует с убожеством пятиэтажек люмпенской окраины, где ютится взрослый сын героини с двумя детьми и вечно беременной женой. Именно из-за него, непутевого пофигиста, героиня в итоге оказывается перед почти античной дилеммой.
Кто-то уже зачислил Звягинцева по ведомству абстрактного метафизического кино, но тут режиссер предстал одновременно и острым социологом. Ни в каком другом российском фильме мы не видели такого выразительного контраста, реального взрывного антагонизма двух миров. Фильм на редкость сбалансирован, хочется сказать — идеально сконструирован, но при этом в нем есть глубокая эмоция, которую передают актеры Надежда Маркина, Андрей Смирнов и Елена Лядова, а также оператор Михаил Кричман. Эта эмоция — отношения внутри семьи, а семья с цементирующими ее центростремительными и разрушающими центробежными силами образует ядро всех экранных сюжетов, которые до сих пор вдохновляли Звягинцева. Это глубокое рассуждение о деградации человеческой природы, оказавшейся пленницей материализма, о генетической связи родителей и детей, о болезненных попытках и невозможности порвать эти связи.
"Елена" была приглашена в Канн, получила приз программы "Особый взгляд", а газета Liberation, известная своим снобизмом, напечатала непривычно восторженную статью о русском фильме. Но все же фильм оказался вне главного конкурса. Если бы выбранную им тему богатых/бедных Звягинцев решил при помощи той же эстетики, которую использовал в "Возвращении" и "Изгнании", тогда, возможно, у "Елены" было бы больше шансов попасть в конкурс. И даже выиграть его. В этом — парадокс. Каннский фестиваль все время говорит о том, что мечтает о фильме, который был бы снят сравнительно молодым режиссером и адекватно отражал состояние современной России. Спустя 25 лет после начала перестройки такой фильм появляется — и поразительным образом именно он оказывается вне рамок конкурса. Потому что подсознательно фестиваль и вообще западное киносообщество по-прежнему ориентируется на имидж русского кино, сформированный еще Тарковским. А Звягинцев отошел от него.
Правда, и в "Елене" хватает символов: например, смурная ворона в начале фильма предвещает вторжение "черни". Кроме того, картина сначала задумывалась как часть англоязычного кинопроекта об апокалипсисе. Но даже если таков был первоначальный замысел, все получилось проще и сложнее. Оказалось, не обязательно пугать перспективой грядущего Страшного суда, когда этот суд творится на наших глазах. Кто же тогда Елена — мстительный ангел истребления, преступница или жертва? Кто ее муж — олигарх-кровосос или честный предприниматель? В том, что нет категорически поставленных диагнозов,— достоинство фильма. Он отражает ужас современной России, где все перемешано, где все оказываются заложниками друг друга.
А с другой стороны — удивительная точность бытовых и психологических деталей. Особенно для Звягинцева, который известен тяготением к притче, а притча характеризуется не только тем, что в ней есть глубинная метафоричность, но и тем, что она всегда некая модель. Вот почему "Елена" — чрезвычайно важный шаг для режиссера. Он расконсервировал собственный стиль — а это удается только очень талантливым людям.
Будучи достаточно холодным морально-социальным диагнозом, это кино уже почти не напоминает Тарковского, скорее — Михаэля Ханеке, самого значительного европейского режиссера наших дней. Каков будет следующий шаг? Зная о больших проектах Звягинцева из древнерусской и даже древнегреческой истории, можно только с огромным любопытством заглядывать в будущее.
__________________ Х.О.Х.О.
Последний раз редактировалось viktory_0209; 12.11.2011 в 16:28.
Адрес: В мире иллюзий места хватит всем. М. Мамчич
Сообщений: 2,076
Сказал(а) спасибо: 4,312
Поблагодарили 5,883 раз(а) в 1,349 сообщениях
Репутация: 15517
Я тоже посмотрела "Елену". После просмотра много думала о фильме, и мне это нравится. Теперь хочу посмотреть и другие работы Звягинцева. Много писать не буду, всё уже написано в статьях, что выложила Вика, и я со всем согласна.
Кстати, фильм совершенно не показался затянутым, медленное развитие событий наоборот помогало погрузится в атмосферу происходящего и добавило реалистичности. Понравилось, что все персонажи были неоднозначные, как и всё в нашей жизни. Не было абсолютного зла.
Я бы даже назвала этот фильм эволюцией "Преступления и наказания". Правда, цели изменились и наказание отсутствует(а может и нет). Понравилась идея с малышом лежащим на огромной кровати, где несколько дней назад, лежал старый олигарх. Что это, приход нового жестокого поколения или надежда на лучшее?
__________________ То, что меня не убивает, делает меня сильнее...
Последний раз редактировалось verona; 13.11.2011 в 01:02.
Адрес: В мире иллюзий места хватит всем. М. Мамчич
Сообщений: 2,076
Сказал(а) спасибо: 4,312
Поблагодарили 5,883 раз(а) в 1,349 сообщениях
Репутация: 15517
Цитата:
Сообщение от Ангел-Ю
Я ещё после просмотра подумала о том, что многие дети и внуки ( примерно такие, как Серёжа в фильме и его сын) воспримут этот фильм, как руководство к действию. Хочешь наследство? Надоело жить с родителями? Вот оно решение! Всё показанно наглядно и никакой расплаты. А это по-моему страшно.
А я так не думаю. Допускаю, что это возможно, смотря фильмы типа "Джонни Д.", где ты знаешь, что герой преступник, но влюбляешься в него, ведь он красив, умён и романтичен. Звягинцев же, иронизирует над своими героями. Они хоть и получили шикарную квартиру, смотрятся в ней нелепо. Забитые и потихоньку разлагающиеся люди.
А ещё мне понравилась такая ирония режиссёра над тем, что убийство совершилось для паренька, которого могли убить, если бы он пошёл в армию, когда он ещё больше рискует быть убитым, "гуляя" со своими друзьями.
__________________ То, что меня не убивает, делает меня сильнее...