Режиссер: Андрей Звягинцев
В ролях: Константин Лавроненко, Владимир Гарин, Иван Добронравов
Россия, 2003г.
Цитата:
В жизни двух братьев неожиданно возникает отец, знакомый им только по фотографии десятилетней давности. Появление странного, чужого для них человека переворачивает их жизнь, когда отец вырывает ребят из привычного существования в тихом родном городе и привозит на заброшенный остров…
Фильм в свое время был обласкан европейскими критиками: взял Золотого Льва, был номинирован на Золотой Глобус и Сезара, а также взял наших Нику и Золотого Орла. Самого Звягинцева незамедлительно окрестили новым Тарковским.
Я подбиралась к этому фильму долго, поскольку наше кино, если уж оно претендует на серьезность, всегда очень мрачно. На прошедшей же неделе очень много шума было вокруг новой картины Звягинцева – «Елены». И я, как истинная Дева, решила изучать творчество вышеупомянутого режиссера последовательно.
Возвращаясь к мрачности, «Возвращение», я в очередной раз извиняюсь за каламбур, не стало исключением из правил. С первых кадров (а работу оператора Михаила Кричмана не похвалил только ленивый) можно лицезреть серенькие виды захолустного городишки, где пацаны играют в характерный футбол на характерной незавершенной стройке, затем мимо зрителя проплывают пейзажи, заснятые в тех же тонах: скудная северная природа, угрюмая река… На ум сразу же приходят строчки русских поэтов, что-то про немытую Россию и землю родную, рыдающую без конца. М настроение сразу создается какое-то унылое, безрадостное, очень по-русски беспросветное. И вместе с этим невозможно не ощутить силу и мощь родной, близкой сердцу природы. Очень неоднозначные чувства вызвала у меня картинка, но сразу стало понятно, что фильм «очень наш».
В центре повествования два мальчика-подростка – Иван и Андрей, - а также их внезапно появившийся из ниоткуда отец, которого не видно и не слышно было на протяжении последних лет 10. И берет этот самый отец своих сыновей, и грузит их в машину, и везет неведомо куда, обучая по пути искусству быть настоящим суровым мужиком, как и сам безымянный отец. Вопрос, кстати, номер раз: почему ни отцу, ни матери ребят не дали имен? В основном в отношении отца меня этот вопрос интересует. Ну, и попутно, вопрос номер два: зачем герой Лавроненко ехал на остров, кому звонил по пути, что за сундук он там откопал? Или – если коротко – зачем нужны были эти детали? Это способ передать отдаление отца от своих детей, показать, что он чужд им, живет своей, отдельной от мальчиков жизнью? Так это и так понятно по фильму. Или есть еще какой-то скрытый смысл?
И вот, едут эти три человека неведомо куда, и случается у них конфликт жизненных позиций. Отец, где-то странствовавший 10 лет, решает, что раз уж он вернулся, то он здесь главный и просто обязан восполнить недостаток мужского воспитания. У кого-то герой Лавроненко вызывает антипатию свои жестким обращением с детьми. Рецензенты возмущаются, мол, он никто, звать его никак, и прав он никаких не имеет. А мне этот мужчина очень симпатичен. И делает он все, в общем-то верно: учит пацанов быть мужчинами, полагаться во всем на свои собственные силы, быть сильными, выносливыми, ответственными. Другой вопрос в том, что не хватает этому суровому русскому мужику такта, дипломатичности и педагогического таланта.
Старший сын – Андрей – по жизни ведомый, слабохарактерный. Он рад внезапному возвращению отца. Сложно словами передать чувства ребенка, у которого не было папы, а теперь есть. Но эти чувства можно увидеть в фильме.
Младший – Иван – бойкий, своенравный. Он не принимает вернувшегося родителя. Все его существо протестует против этого чужого мужчины, который бросил своих детей в детстве, а теперь пытается ими командовать. И эту безграничную детскую обиду также очень ярко нарисовали создатели «Возвращения».
И вот он фильм. О семье, об отношениях отцов и детей, о взрослении, об отцовской любви и о сыновьей любви. О том, как все эти простые вещи могут сложиться сложно и неправильно, о том, как эти несколько кусочков паззла могут перемешаться, а потом встать на место. Но «потом» – это иногда синоним «слишком поздно».
Кульминация фильма пронзительна, она задевает за живое. Ты просто широко открываешь глаза, а в ушах звенит любовно-испуганно выкрикнутое: «Ваня!» - вместо привычного: «Иван!»
И вроде, персонажи те же самые, что и в начале фильма, но вместе с тем – другие. Заботливый, любящий отец (в конце концов, мы все равно не знаем причин его долгого отсутствия), Андрей, который внезапно проявил спокойствие и решительность, и растерянный Иван…
И финальные черное-белые кадры, которые приковывают взгляд…
Я, честно, долго пыталась осмыслить увидеть за всем тем, что я описала еще что-то, но, видимо, этот уровень восприятия мне не доступен. Итого: визуально – отлично, эмоционально – отлично, но вот за разъяснениями библейских аллюзий – не ко мне.
Вииик! Обожаю твои рецензии, такие глубокие и умные!
Я ведь на "Елену" просто наткнулась. Я люблю больше смотреть наше кино, потому рыскаю по торренту, смотрю анонсы и скачиваю. До "Елены" я про Звягинцева и про его признанные фильмы не знала.
Вчера решила по следам твоей рецензии посмотреть "Возвращение". Какие же мальчишки молодцы! Сыграно замечательно!
И я тоже подумала: а, неважно, какова цель вернувшегося отца и куда он пропадал. Зато мальчики стольким мужским занятиям научились, а главное мужскому подходу "не ной! делай! не умеешь - учись!". Может, современным мальчикам и не хватает такой мужской жесткости? А то мы по-женски все жалеем мальчиков, как они стрессы выдержат, как они вдруг куда вляпаются, соломки стелем-стелем, а вырастают женоподные мужчинки, которые и сами не могут воспитать из сыновей мужчин. Как мама Вани в начале фильма "Слезай сынок, не надо прыгать, а я никому не скажу"
А на фото в конце фильма все же нет ни одного кадра с отцом...
__________________ И я выхожу из круга, и я удаляюсь прочь.
Одна у меня подруга - холодная злая ночь.
Одна у меня морока - достойно встречать зарю.
Одна у меня дорога - которую сам торю.
Адрес: В мире иллюзий места хватит всем. М. Мамчич
Сообщений: 2,076
Сказал(а) спасибо: 4,312
Поблагодарили 5,883 раз(а) в 1,349 сообщениях
Репутация: 15517
И я посмотрела "Возвращение", потом зашла на кинопоиск, а там была рецензия Вики, первая причём)))) Всё уже сказано, от себя добавлю: я рада, что у нас стали снимать умное и "неголливудское" кино. В России же были хорошие фильмы, а потом начали делать всё, как в Голливуде. Я против него ничего не имею, но сколько можно перенимать у других? Было ощущение, что перевелись талантливые режиссёры, ан нет...
P.S. Прочитала, что актёр, который сыграл старшего брата в "Возвращении", утонул в том же озере за 2 недели до премьеры. Жутко. Такой талантливый мальчик, и так...
__________________ То, что меня не убивает, делает меня сильнее...
Последний раз редактировалось viktory_0209; 18.12.2011 в 21:36.
Прочитав рецензию Вики на "Возвращение" я просто не могла его не посмотреть. Фильм очень сильный. С первых минут погружаешся в атмосферу и настроение картины. В течение фильма возникает множество вопросов, ответы на которые в самом фильме не даны. Для меня главным стал
Цитата:
Сообщение от viktory_0209
что за сундук он там откопал?
Вот прям страсть, как интересно, но это мелочи. Странно где был отец 10 лет и хочется это узать, но остаётся только догадываться. По поводу того, что отец пытался развить в детях мужские качества - я согласна, но многие его методы для меня не понятны и дики. Не могу найти оправдание тому, что он ударил Андрея - нельзя так. И под дождём оставлять ребёнка так долго нельзя, а если бы он воспаление лёгких получил. Но на это Вика очень точно написала.
Цитата:
Сообщение от viktory_0209
не хватает этому суровому русскому мужику такта, дипломатичности и педагогического таланта.
И соглашусь с тем, что в финале фильма все герои предстали в ином свете. Фильм хороший, но мрачный. После просмотра долго ходила "загруженная", но это чисто моё восприятие картины. Думаю, что посмотреть фильм в любом случае стоит.