К сожалению, когда говорят о передвижниках, редко упоминают имя этого замечательного художника, хотя талант его несомнен, а работы заставляют по-новому смотреть на вещи, кажущиеся привычными.
Некоторые факты биографии сейчас установить довольно трудно. Например, год рождения не установлен достоверно: 1841 или 1842. Спорны и данные о первых годах жизни. Где-то говорится, что его отец, сапожник по профессии, был греком, учил его грамоте, где-то сообщается, что родители художника умерли, когда он был совсем маленьким, а после их смерти мальчика отдали на воспитание греку, который озаботился проблемой воспитания ребенка… Но во всех книгах говорится, что Куинджи начал рисовать очень рано. Он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги, повзрослев, работал ретушером в Мариуполе, Одессе, Петербуге. Его можно считать самоучкой, так как он дважды в начале 1860-х годов неудачно пытался поступить в Петербургскую Академию художеств. В 1868 году, Куинджи выставляет большую картину «Татарская сакля в Крыму» на академической выставке, благодаря чему и становится вольнослушателем в Академии. Здесь он знакомится с Крамским, Репиным. Учеба в Академии, новые друзья, идеи того времени положили начало реалистическому восприятию действительности, что выразилось в создании пейзажей в духе классического передвижничества, с его грустью, тоской. К этому периоду относятся такие произведения как "Осенняя распутица", «Забытая деревня», «Чумацкий тракт». Очевидно, что сам Куинджи чувствовал свое предназначение в другом, и в 1876 году он резко изменил свою прежнюю манеру, представив картину «Украинская ночь», в которой сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи. В этом полотне Куинджи-художник, наконец, победил в себе моралиста-передвижника, и начал свой настоящий путь в искусстве. Примененные в картине новые изобразительные приемы - острые композиционные ракурсы, световые эффекты и интенсивные тона - художник разрабатывал в последующих работах.
В те годы для русской живописи было уже крайне необходимо появление этакого "своего Моне". Им и стал архип Иванович Куинджи. Он вернул русской живописи краски, напомнил художникам, что палитра необходима художнику. Едва ли не каждая картина Куинджи разжигала страсти: его обвиняли в стремлении к дешевым эффектам, использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен. Тем не менее, Куинджи продолжает работать. Он пишет следующие картины: «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре», «Днепр утром», «Север», «После грозы», «Ладожское озеро» и др.
Неожиданностью для всех стало то, что в расцвете творческих лет куинджи отказывается от выставочной деятельности и замолкает почти на 20 лет, в одиночестве продолжая работать. Почему? Сложно дать ответ. Особенно сейчас, по прошествии более 150 лет. Возможно, он боялся славы, обрушевшейся на него, возможно, его изнуряли эти беспричинные обвинения.
В 1901 году, после 20-летнего перерыва, представляет свои новые работы. По воспоминаниям друзей, в начале 900-х годов Куинджи пригласил своих друзей-художников к себе в мастерскую показать им свои новые работы («Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр»). Художники были восхищены, но сам мастер остался недовльным.
Архип Иваночи Куинджи скончался в 1910 году.
Картины Куинджи значительно потемнели, и теперь нельзя судить об их первоначальной силе красок; но для своего времени они были настоящим откровением. Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник - тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство.
Из воспоминаний Н. Рериха, художника, ученика А.И. Куинджи:
Архип Иванович хотел повидать всех своих учеников
/перед смертью/. Но сделать это было очень трудно. В летнее время все были в разъезде. Вроблевский был в Карпатах, Пурвит в Риге, Рущиц за Краковом, Богаевский и Латри - в Крыму, и остальные все далеко. Я сделал целое расписание - кому и куда написано. В минуты облегчения от страданий Архип Иванович требовал этот лист и обсуждал, когда к кому могло прийти письмо, когда кто откуда мог выехать, по какой дороге. Осведомлялся, нет ли телеграмм, спрашивал: "Но ведь они торопятся? Они знают, что спешно?".
Украинская ночь

Ночь на Днепре

Березовая роща, 1879 г.

Север

Радуга

Дарьяльское ущелье

Снежные вершины

Березовая роща, 1901 г.
