![]() |
Дискуссионный клуб "Книжный червь": Рассказ А.П. Чехова "Человек в футляре"
Цитата:
Читала рассказ еще в школе, но в памяти освежила. Интересный вопрос поднимает Антон Павлович - нелюдимость, боязнь внешнего мира, в конечном итоге отравляющая жизнь не только самому человеку, но и окружающим. Но есть и другая сторона: Цитата:
|
Цитата:
Но есть еще "скорлупа" - аналог "футляра", но немного с другими мотивациями. "В скорлупе" человек независим от мнения окружающих, но при этом сознательно выбирает для себя закрытость. Не показывает своих истинных эмоций. При этом он может легко помочь вам в самоосознании и самовосприятии. Но никогда не откроется вам сам. При этом сам человек может быть богат и душой, и мыслями, и знаниями, интересен в общении. И при всем этом - будет "непознаваемым". Примерно такие размышления ко мне приходили в свое время после прочтения этого рассказа... |
Скрытый текст:
Я не думаю, что "футлярность" в рассказе показана, как зависимость от чужого мнения. Главный герой рассказа Беликов показан, как трусливый и, безусловно, одинокий человек. Он сам отгородил себя от ненужного ему окружающего мира. Главный герой отгородил себя от проблем, от необходимости принимать решения и сам того не зная от всех радостей и прелестей жизни. Ему хорошо, уютно и тепло в своем "футляре". Там всё нельзя. Что может быть проще? Беликов и одевается, и думает подчиняясь своим правилам и законам. Даже работа (преподаватель греческого языка) соответствует его идеалу. Но мало того он ещё и на окружающих его людей возлагает "цепи" своих правил. Жить и взаемодействовать с таким человеком практически невозможно. Словно бабочка в коконе. Но возможно ли, что такая бабочка, как Беликов расправит крылья и взлетит? Даже если такое теплое чувство, как любовь, не добралось до глубины футляра, до его души. |
Перечитывала известное произведение А.П. Чехова "Человек в футляре" и представлялись классы, вестибюль, карцер, зал из нашего музея-гимназии, в которой учился гимназист Антон Чехов:
http://s53.radikal.ru/i139/0905/0d/9d247b42cfb2.jpg И еще постоянно возникала мысль: что должно было произойти такого в детстве у Беликова, что он стал таким закрытым, консервативным и боящимся всего? И еще о горожанах, коллегах, которые так боялись проявлять себя из страха перед этим преподавателем гимназии. Неужели мнение одного человека могло иметь для каждого из них столько значения? Правильно сказал Чехов: "Человек — это то, во что он верит". Беликов - человек в футляре, горожане - рабы своих страхов. http://www.taganrog.su/files/news/1885.jpg |
Анастасия М, Ссылочка каспером запрещена...(((
Добавлено через 25 минут Цитата:
Цитата:
Хотя, если серьезно, я думаю, что лично для Беликова его футляр вовсе и не был чем-то сковывающим. Он в нем жил свободно... Насколько может быть свободной улитка в ракушке, черепаха в панцире. В конце-концов - лампочка в цоколе))) Вроде свобода-то - вот она!!! Но, есть страх выбраться наружу, есть ограничение в скоростях развития, и есть еще высшая сила - пока тебя не "зарядят", ты - серое, темное, никакое вещество. А при зарядке такое вещество может либо сразу сгореть - не выдержать накала, либо ярко осветить тех, с кем находится рядом. Горожане - рабы. НЕ рабом можно начать признавать того, кто сам себе может признаться в своем рабстве. Ибо, признание может стать первым шагом по пути избавления (хотя и не факт). Вот только мысль автора рассказа? Она очень сильно запрятана среди персонажей, или кто-то из них наиболее ярко показывает эту мысль? И есть ли она, а если есть - какая??? ;-) |
Цитата:
Всё же, думаю, страх этот из детства, просто усугубился со временем. А таких людей в футляре много, ведь у всех есть свои страхи, которые не дают им свободно жить, просто у кого-то это ярко выражено, а у кого-то нет. Кто-то может этот страх преодолеть, а кто-то так и живет в "футляре". |
Я рассматриваю рассказ Антона Павловича, ни как повествование о никчемном сером человечишке -Беликове, а как протест против писанных, ограничивающих свободу и свободомыслие, бездарных устоев общества. О том, что серость и ограниченность, надуманные, и потому оторванные от жизни, запреты-футляры превращают жизнь в «утомительную и бестолковую, не запрещенную циркулярно, но и не разрешенную вполне». О том, что само Общество порождает Беликовых, потворствуя ИМ молчанием, которое воспринимается последними, как одобрение, а потом само же и начинает задыхаться, но… НО! Общество уже породило, выпестовало доносчиков и кляузников, соглядатаев и «фискалов», пытающихся теперь само же Общество и упрятать в футляр, который и рады бы сбросить, но «должно с уважением относиться к властям…а то как-бы чего не вышло…». Поэтому и сетует Буркин ( или сам Антон Павлович, устами своего героя) : «…Хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие. Ах, свобода, свобода! …Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему…не стало лучше.
И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!». Самое грустное, что проблема, которую обозначил классик в своем произведении, не потеряла своей актуальности и по сей день. Есть ли панацея? Вопрос- философский. И каждый должен постараться на него ответить самостоятельно. А лично я для себя отвечу словами самого автора : «Даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?». |
Часовой пояс GMT +3, время: 10:31. |
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot