PDA

Просмотр полной версии : "Родная" речь, или слэнг в подростковом возрасте


beata
10.09.2008, 17:52
"Хочешь прикол?" - именно с этого вопроса с недавних пор начинается чуть ли не каждое предложение моей дочери. То ли летний лагерь оставил свой неизгладимый отпечаток, то ли в школе это сейчас часто употребляемое выражение, то ли просто где-то прочитала и решила взять на заметку...
"Жесть", "обломинго", "глубоко фиолетово", "споки-ноки", "приффки", "блин" (куда ж без него?!) прочно засели в детской головке и каким-то чудом не мешают при этом получать пятерки по русскому языку.
Подростковый слэнг - явление неизбежное, я это понимаю. И со временем должно пройти. Но все-таки возникает вопрос: как реагировать? Поправлять, обращать внимание и корректировать "слова-паразиты" или отвечать тем же (из серии "клин клином")?

Зiрочка
10.09.2008, 18:13
Наверное, у каждого именно в подростковом возрасте есть такой сленг. И у меня такое было, естественно. Но мои родители решили эту проблему очень легко, как мне теперь кажется - они просто попросили меня не говорить "сленговых" слов при них (именно попросили, а не отругали, наказали, заставили). И я при них контролировала речь, не употребляла слов-паразитов. И со временем стала замечать, что и с друзьями меньше употребляю "неродные" слова, а потом и вовсе от этого избавилась.

minimama
10.09.2008, 18:28
beata, все же это сленговые слова, а не мат. Я сама иногда их употребляю, если соответствующее место и время. Не стоит ругаться, стоит поговорить о том, что нужно только знать, когда и где не стоит пользоваться сленгом.

даночка
10.09.2008, 20:18
Наташ, от этого никуда не деться. По нашему опыту-пройдет, хотя какие то слова все равно остаются. Но ведь мы тоже их употребляли в юности, да и сейчас грешим.
Мы Арнасу не тыкали каждую минуту, что это ужас, ужас, ужас, но каким то макаром сумели внушить, что каждому овощу,т.е. каждому слову есть свое место. В радиусе метра от взрослых, да еще чужих-надо говорить как мальчику из приличной семьи. Мама моя, правда, на каждый его " прикол" автоматом выдавала литературный синоним. В итоге- наряду со сленгом есть речь нормального человека.Да еще умудряется поправлять взрослых и друзей.
Вобще, заметила.Мы когда -то говорили-"зажигают".Они теперь говорят -"отжигают". Забавно.

НО потерпи,если в доме будет все равно нормальная речь слышна, и от дочери будете требовать находить синонимы этим словам в определенной обстановке, то этот период, когда надо выделится из толпы, показать, что ты крут и очень крут и знаешь современный русский,очень быстро закончится.
Эт у вас только начало подростковой жизни;)

beata
10.09.2008, 21:23
beata, все же это сленговые слова, а не мат.
Не стоит ругаться
Да никто и не говорил, что это мат. И ругаться по этому поводу тем более никто в нашей семье не станет. Я спрашивала именно о том, как лучше реагировать и реагировать ли вообще. Если речь идет о подростковой компании, такая речь вполне уместна. Но когда на вопрос бабушки ребенок отвечает подобными выражениями, мне не очень нравится (что говорить о бабушке :)).

если в доме будет все равно нормальная речь слышна, и от дочери будете требовать находить синонимы этим словам в определенной обстановке, то этот период, когда надо выделится из толпы, показать, что ты крут и очень крут и знаешь современный русский,очень быстро закончится.
Ирмин, надеюсь, ты права. Я с детства слышала в семье только правильную речь, поэтому так хочется, чтобы у дочери такой временный период не перешел в постоянный. Примеров, увы, вокруг достаточно.

Vince
10.09.2008, 21:41
Вобще, заметила.Мы когда -то говорили-"зажигают".Они теперь говорят -"отжигают". Забавно.
Не мог не запостить:

http://pics.livejournal.com/svetka_koketka/pic/000441xt

даночка
10.09.2008, 21:48
Но когда на вопрос бабушки ребенок отвечает подобными выражениями, мне не очень нравится (что говорить о бабушке ).Нуу...моя мама в таких случаях говорила:"Малыш, ( мы так зовем дома Арнаса до сих пор), а почему тебе не сказать" ...далее следовал пример. И просьба при ней говорить нормально,т.к. она может не выдержать таких издевательств над языком. Говорилось все это с улыбкой.а не в форме брюзжания. К месту приводились какие-нибудь строки из эпиграмм Иванова. Ну как то так вот выходили из положения.

beata
11.09.2008, 17:22
Vince, возьму на заметку и сохраню для истории ;).
Спасибо всем откликнувшимся на тему. Откровенно говоря, у меня самой слэнг вызывает неоднозначную реакцию. Безусловно, хочется, чтобы речь ребенка была грамотной и чистой. Но не признать право на существование в нашем языке слэнга тоже не получается, раз уж он так фундаментально вошел в нашу жизнь (см.таблицу Винса :)).
Приведу небольшой эпизод о роли слэнга в моей жизни (не сочтите за офф).
В ювелирном магазине мы с будущим мужем выбирали обручальные кольца (Лиза, дочка, была с нами). Остановив выбор на одном из колец, я попросила его показать. Но тут же услышала комментарий дочери: "Полный фуфлон!" Надо сказать, что услышала это не я одна. По лицу продавца пробежала саркастическая улыбка. Он выложил перед нами следующий ряд колец и, казалось, следил за реакцией дочери, а не за нашей. И оказался прав. "Зашибись! - наконец выдала Лизка, и кольца были куплены. Выйдя на улицу, я заметила ей, что меня приводит в ужас ее способ выражения эмоций. Последовавшая за этим фраза положила конец дискуссии: "Мам, да забей!"

Виртуалька
11.09.2008, 19:14
Ну...в нашем страшном мире Подростков без сленга никуда. Чтобы приняли к новую компанию- изволь выражаться как надо, т. е. применяя фирменные словечки "жир", "чуваааак", "мужик", "пест" "мажор" - не то, получишь репутацию "неудачника" . А вообще,все хорошо в меру. Если девочка умная (а я в этом не сомневаюсь), то сленг со временем отойдет. Я уверена, что пока это только "понты", и желание обратить внимание мира на себя. И, как правильно сказала даночка, это только начало подростковой жизни.

Enerika
14.09.2008, 13:29
Великий и могучий сленг

Подросток пристрастился к употреблению ненормативной лексики? Родителям стоит задуматься, в чем причина такого пренебрежения к родному языку: неуверенность в себе, влияние подростковой среды или бедный словарный запас.
Наверное, трудно встретить ребенка, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь, и если уж многие взрослые солидные люди не пренебрегают его употреблением, стоит ли требовать от школьников высокого слога? И как быть, если ребенок или подросток пристрастился к употреблению ненормативной лексики?
В чем прикол?

Лингвисты называют сленгом слова, идущие вразрез с нормами литературного языка. Действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.
Есть также выражения, которые, будучи вырванными из контекста, звучат вполне литературно, например: "Не наезжай!" или "Не тормози!"
Интересно, что филологи и лингвисты относятся к сленгу достаточно миролюбиво и воспринимают его как естественный способ развития языка.
Некоторые филологи считают, что зарождение новых слов происходит в Москве и Санкт-Петербурге, а затем они перемещаются на периферию. Процесс ознакомления страны с неологизмами занимает в среднем полгода.
Для молодежного жаргона характерно постоянное обновление. Например, после гражданской войны, во времена разрухи беспризорности, самыми распространенными жаргонизмами были "буза" (шум, скандал, беспорядок) и "лафа" (свободно и хорошо). В 60–70-е гг. XX века появились такие слова, как "балдеть" (проводить время в бездействии и праздности), "кадрить" (флиртовать), "потрясно" (очень хорошо). Наблюдая за речью современного школьника, можно отметить, что все они постепенно отходят в прошлое и заменяются другими.
С точки зрения психологии, сленг отражает образ жизни тех, кто его употребляет. Например, наибольшее количество названий придумано для обозначения человека и его внешности, одежды и досуга. Весьма скромный вклад в молодежный жаргон вносят слова, относящиеся к учебе или работе.
Можно назвать несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг. Первая из них весьма печальна: школьникам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль.
Многие дети объясняют употребление жаргона стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно! То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется и на речь.
Наконец, подростки часто заявляют, что просто не хотят, чтобы их понимали взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании или "враждебному" молодежному течению. Если две последние причины вполне объективны, то первую можно постараться устранить.
Предки, не парьтесь!

Как же реагировать на странные и грубоватые словечки, то и дело вырывающиеся из уст любимого чада? Большинство психологов склоняется к тому, что увлечение молодежи сленгом – дурная, но преходящая мода, как пирсинг или розовые шнурки в кроссовках. Своим осуждением или запретами родители лишь делают жаргон еще более привлекательным.
Можно воспользоваться более эффективными методами.


Объясняйте ребенку происхождение тех или иных слов. Возможно, школьник исключит из своего лексикона некоторые жаргонизмы, узнав, что их употребляли воры и убийцы.
Контролируйте собственную речь. Многие взрослые сами частенько употребляют сленг в шутку или для того, чтобы сократить дистанцию в общении с детьми. Ребенок может не понимать этих мотивов и воспринимать высказывания родителей как языковую норму.
Поскольку молодежный сленг активно проникает на телеэкраны, в рекламу и печатные издания, особое внимание стоит уделить детским и молодежным передачам, книгам и журналам. Постарайтесь выбирать для школьника те из них, которые в наименьшей степени засорены жаргоном. Дети склонны копировать манеру поведения любимых персонажей, и лучше, если это будут герои обучающих программ, а не Симпсоны.
Необходимо показать подростку, что, кроме жаргона, в русском языке существует множество других изобразительных средств, позволяющих сделать речь интересной, яркой или смешной. Посоветуйте ему прочесть произведения М. Зощенко, Д. Хармса, М. Булгакова.
Попробуйте сыграть на стремлении подростка выделяться среди сверстников. Так, для юношей будет иметь значение тот факт, что девушек привлекают молодые люди с чистой речью.
Договоритесь с ребенком, в каких ситуациях он не будет употреблять сленг: например, в разговоре с вами, при младшем брате, в гостях и т.д. Подобные ограничения позволят стимулировать развитие литературной речи.

Среди многочисленных вариантов сленга есть одна довольно безобидная разновидность – слова, отражающие содержание того или иного хобби молодежи. Например, терминология заядлых компьютерщиков – это сплав правильно и неправильно переведенных англоязычных терминов. Конечно, у многих из них существуют литературные русские аналоги (допустим, не "винт", а "жесткий диск"), но, как правило, они достаточно громоздки и неудобны в постоянном использовании. Отсюда возникает тенденция к сокращению, упрощению слов.
К такой "профессиональной" лексике родителям стоит относиться с пониманием – как к "килОметру" шоферов и "компАсу" моряков.
Язык подворотни

Современным родителям не позавидуешь. Им приходится противостоять лавине ненормативной лексики, которая обрушивается на ребенка со всех сторон: в общественном транспорте, с экрана телевизора, из Интернета и общения со сверстниками. Если в речи школьника проскальзывают не только нелепые и непонятные словечки, но и матерные выражения, пора бить тревогу.


Прежде всего, необходимо дать понять ребенку, что ненормативная лексика потому и называется нецензурной бранью, что занимает особую нишу в языке.
Расскажите школьнику о том, что традиционно матерные выражения не принято употреблять при детях, женщинах, пожилых людях, в общественных местах и т.д.
К сожалению, кроме как в собственной семье, ребенку негде получить эту информацию. То, что он видит и слышит вокруг, кричит об обратном: "Нет запретных слов! Говори, что хочешь!"
Не уставайте повторять ребенку, что мат – язык людей необразованных, недалеких, опустившихся. Их лексикон ограничен несколькими словами, которые они комбинируют между собой, превращают в разные части речи, чтобы выражать свои примитивные мысли. Человеку умному и начитанному нетрудно заменить нецензурное выражение меткими синонимами.
Не бойтесь демонстрировать ребенку свое отвращение к ненормативной лексике. Обсуждая со школьником тех или иных общих знакомых, как бы между прочим выразите сожаление о том, что такой приятный человек часто позволяет себе "крепкое словцо".
Помогите ребенку подобрать замену матерным выражениям – слова, которые он сможет употреблять в минуты сильного волнения, удивления или испытывая боль. Для этой цели хорошо подойдут выражения из других областей сленга: например, "ешки-матрешки", "елы-палы" или "ешкин кот".

Кроме нецензурной брани, существуют несколько не менее опасных видов сленга, на которые стоит обратить внимание. Речь идет о словах и выражениях, употребляемых в среде алкоголиков, наркоманов, и нелестных эпитетах, отражающих национальную и социальную нетерпимость. Заметив изобилие подобной лексики в речи ребенка, необходимо выяснить, пытается ли он подражать кому-то, примеряя на себя разные роли, или выражает собственные убеждения. В последнем случае важно принять все возможные меры, чтобы не допустить погружения школьника в опасную субкультуру.